История "Iron Maiden" началась в Лондоне в 1971 году, когда пятнадцатилетний парнишка Стив Харрис, воодушевлённый творчеством таких групп, как "Wishbone Ash", "Jethro Tull" и "Genesis" (особенно в ранний период), решает потратить ?40 из своих сбережений на покупку бас-гитары (аналог фирмы "Telecaster"). Он учился играть композиции своих любимых групп, выступая перед друзьями. Вскоре Стиву приходит в голову идея о создании группы, которая получила название "Influence" ("Влияние"), поменявшееся затем на более загадочное - "Gypsy's Kiss" ("Поцелуй цыганки"). Дебют группы состоялся на конкурсе талантов "Poplar", где "Gypsy's Kiss" удалось выступить аж шесть раз. Но пришёл день, когда Стив сделал неожиданный шаг. Он покидает группу и принимает решение присоединиться к команде под названием "Smiler" ("Улыбающийся"), так как считал, что именно здесь он может удовлетворить все свои амбиции. Другие участники его новой группы были на несколько лет старше Стива, поэтому он получил в дополнение к музыкальному ещё и неплохой жизненный опыт. Правда, Харрис всё ещё чувствовал, что в нём кроется очень много нереализованного потенциала. "Smiler" была неплохой группой, которая играла музыку в стиле "буги". Однако, ни у кого даже не было подозрений, что её бас-гитарист может не только скакать по сцене, но и сочинять неплохую музыку. Вскоре "Smiler" меняет направленность музыкального стиля, и Стив наконец понимает, что единственным способом добиться своего будет создание собственной группы, с которой он сможет реализовать все свои идеи. В конце 1975 года на свет "рождается" "детище" Стива Харриса - рок-группа "Iron Maiden" ("Железная Дева").
Весной 1976 года группа дала первое своё выступление в пабе "The Cart and Horses" в Стратфорде (в Восточном Лондоне). Первые концерты прошли неплохо, но Стив чувствовал, что не хватает самой малости. Для начала группа меняет вокалиста. На место Пола Дэя приходит бывший участник группы "Smiler" Деннис Уилкок. Он, в свою очередь, рекомендует взять в состав талантливого гитариста Дэйва Мюррея. Это приводит к тому, что два других гитариста группы (Терри Рэнс и Пол Салливан) восприняли данное решение как оскорбление и удар по своему таланту. Они вдвоём покидают "Iron Maiden". Боб Сойер (более известный как Боб Д'Энджело) становится вторым гитаристом группы, а Рон Мэтьюз (по кличке "Повстанец") занимает вакантное место ударника. Так появился первый полноценный состав "Iron Maiden". Группа продолжает выступать в "The Cart and Horses", появляясь и в других заведениях восточной части Лондона, заработав, тем самым, свою первую популярность. Шесть месяцев спустя в "Iron Maiden" снова происходят изменения в составе. Боб Д'Энджело, вместо того, чтобы "дополнять" звучание гитары Дэйва, пытается конкурировать с ним. Видя, что у него не получается, он принимает решение найти себе группу попроще. После выступления в "The Bridgehouse" Деннис Уилкок неожиданно принимает решение уволить Дэйва Мюррея, разрешив таким неординарным способом спор двух участников группы. Мюррей не сидит долго без дела. Он принимает предложение поиграть в группе своего старого знакомого Эдриана Смита, которая называлась "Urchin".
Учитывая все старые противоречия, "Iron Maiden" решает временно отказаться от концепции игры на двух гитарах. Новым гитаристом (к тому же ещё и сольным) становится Терри Уэпрем, а Тони Мура принимают на позицию... клавишника. Рон Мэтьюз, который не выдержал всех обострений отношений между участниками, также покидает группу, а на его место берут Барри Грэхема. "Iron Maiden" даёт одно выступление в "The Bridgehouse", но этого уже достаточно, чтобы понять: включение клавишных в репертуар ни в коей мере не решает всех проблем. За уходом Мура следует немедленный уход Уэпрема, который мотивирует своё решение тем, что не может играть без... клавишных. Становится мучительно ясно, что группе нужно возвращаться к своему прежнему стилю. С этой целью Стив Харрис посещает концерт группы "Urchin" и уговаривает Дэйва Мюррея повторно присоединиться к "Iron Maiden". Этого решения не выдерживает Деннис, который, похоже, находился в конфронтации с Дэйвом. За уходом Уилкока следует также прощальный "реверанс" в исполнении Барри. Вырисовывается мрачная и грустная картина.
Но Стив Харрис не собирается унывать. Он приглашает к себе ещё одного бывшего участника "Smiler" - ударника Дуга Сэмпсона. "Iron Maiden" начинает репетировать втроём и параллельно подыскивают нового вокалиста. В конце концов, один знакомый Стива порекомендовал ему взять на роль вокалиста Пола Ди'Анно. Группа приготовилась начать всё с самого начала. Однако, существовали трудности иного плана. "Хэви-металлическая" сцена 70-х развивалась достаточно инертно. Только лишь малое количество групп было в состоянии производить качественную музыку. Остальные либо распадались, либо терялись на музыкальном небосклоне. Однако, ситуация изменилась коренным образом в конце 70-х с появлением целой когорты молодых и интересных команд. Это был настоящий прорыв в британской культуре, который позже получил название "новая волна британского хэви-метала". В 1977 году в музыкальном мире проходила настоящая "революция", во главе которой уверенно стоял панк-рок. Именно поэтому, большинство концертов давали именно представители "новой волны". Аналогичная ситуация была и в среде записывающих компаний. Правда, "Iron Maiden" получает несколько предложений, но с такими условиями: участники должны подстричься, а группа - начать играть панк-рок. Не нужно быть провидцем, чтобы догадаться, что отвечали участники "Iron Maiden" на подобные предложения...
К концу 1978 года ситуация немного изменилась. Это позволило "Iron Maiden" опять вернуться к регулярным выступлениям. Единственное, чего не хватало группе в то время - поддержки со стороны рекординговой компании. Ребята понимают, что им нужно сделать демо-запись с целью дальнейшей "раскрутки". В канун Нового Года "Iron Maiden" отправляется в "Spaceward Studios" (возле Кэмбриджа), где они записывают композиции "Prowler", "Invasion", "Strange World" и "Iron Maiden". Компания запросила за работу ?200, но ребятам оказалось не под силу заплатить все деньги сразу. Они решают заплатить и закончить работу над демо-кассетой позднее. Но, когда группа вернулась на студию спустя несколько недель, все её записи уже были стёрты, остались лишь несмиксованные и недоработанные материалы. Дэйв отдаёт "сырой" материал Нилу Кэю, который работал ди-джеем (при этом просто обожал хард-рок) в "The Soundhouse" и параллельно выступал по вечерам в пабе "Bandwagon" в Кингсбери (Северный Лондон). У "Iron Maiden" появляется неплохая возможность выступать в новом месте. В дополнение к этому группа получает предложение отыграть несколько концертов в "The Ruskin Arms" в Манор-Парке.
Нил проиграл запись "Iron Maiden" на одном из своих вечеров и был просто поражён реакцией. На музыку группы появился спрос, и "Iron Maiden" начинает давать регулярные выступления в "Bandwagon". К счастью, демо-запись попалась на глаза Роду Смоллвуду, который получил её от своего приятеля (который, кстати, был знаком со Стивом Харрисом). После прослушивания кассеты и посещения концерта группы, Род предлагает свои услуги в качестве менеджера. Он организовал выступления "Iron Maiden" практически по всей стране, позволив группе получить дополнительное признание. Род также много сделал для того, чтобы организовать несколько концертов в центральной части Лондона (с целью привлечения внимания крупных рекординговых компаний). Одно из таких выступлений состоялось в "Marquee Club". На "Iron Maiden" пришёл посмотреть Джон Дарнли из компании "EMI". Род Смолвуд заключил пари с менеджером "Marquee Club" о том, что на концерте будет аншлаг (к 19:00 соберётся 700 человек). Смолвуд выграл пари, а "EMI" подписывает контракт с "Iron Maiden" в следующем месяце. Летом следующего года информация про группу появляется в музыкальной газете "Sounds". Именно там Джеф Бартон (основавший позднее известный журнал "Kerrang!") впервые употребил фразу "новая волна британского хэви-метала". Тем временем, группа даёт ещё одно важное для себя выступление совместно с "Motorhead".
Группу начинают просто заваливать своими письмами фаны с просьбой выслать им демо-кассету с записью "Iron Maiden". Именно поэтому, ограниченным тиражом издаётся запись "The Soundhouse Tapes". Она была предназначена для поклонников группы. Кассеты собирались продавать на концертах, а также по почтовым заказам. 6000 экземпляров разошлись практически немедленно, сделав запись достоянием коллекционеров. Несмотря не непрекращающийся поток запросов от сети музыкальных магазинов, "Iron Maiden" не торопится, готовясь выпустить нечто особенное, специально для фанатов группы. В промежутке между выступлениями, "Iron Maiden" посещает "Manchester Square Studios" (подразделение "EMI") для записи композиций "Sanctuary" и "Wrathchild", которые выходят на компиляционной пластинке "Metal For Muthas". Было также записано четыре композиции для "Радио 1" (специально для пятничной программы "The Friday Rock Show"). Именно для осуществления всех этих целей "Iron Maiden" привлекает второго гитариста Тони Парсонса.
В рождественский период 1979 года "Iron Maiden" переживает очередные кадровые перестановки. Дуг Сэмпсон покидает группу по состоянию здоровья, а Парсонс так и не сумел укрепиться в составе. На их место приходят соответственно Клайв Барр и Деннис Страттон. Группа приступает к работе над своим дебютным альбомом под руководством продюсера Уилла Мэлоуна. В феврале 1980 года "Iron Maiden" отправляется в тур "Metal For Muthas". Как раз в этот период выходит первый сингл группы "Running Free". Он полностью превзошёл все ожидания звукозаписывающей компании. Благодаря такому успеху, группа получает приглашение от "BBC" выступить в телепрограмме "Top Of The Pops". "Iron Maiden" принимает приглашение с условием, что им предоставят возможность выступить "живьём". Единственной группой, которой удалось отыграть таким образом в этой программе, была "The Who" в 1972 году. Неожиданно, "BBC" соглашается. В апреле 1980 года издаётся дебютный альбом "Iron Maiden" под одноимённым названием. Группа, выступив совместно с "Judas Priest", отправляется в свой первый британский тур в качестве "хэдлайнера", отыграв 40 концертов за два месяца. "Iron Maiden" также появляется в "Marquee Club", где играет четыре вечера подряд при полном аншлаге. В этот же период группа приобретает талисман - популярный апокалиптичный персонаж комиксов Эдди.
В августе 1980 года группа получает приглашения выступить в поддержку европейского тура американской команды "Kiss", а также выступить в Ридинге совместно с "UFO". Это был хороший шанс "засветиться" и поднять имидж. Плюс ко всему, это была хорошая возможность для Стива отыграть на одном концерте с Питом Уэйем ("UFO"), который был одним из любимых музыкантов Стива. Популярность "Iron Maiden" в Европе увеличивается. Отдохнув после тура под лучами итальянского солнца, группа возвращается в Британию и объявляет о том, что из-за "музыкальных разногласий" группу покидает Деннис Страттон. Взгляды Денниса на музыку отличались от взглядов других участников. Его идеи не совпадали с общей концепцией коллектива, поэтому он часто "выпадал из состава". Разрыв был сложным, но впоследствии участники "Iron Maiden" помирились с Деннисом, который, кстати, стал менеджером паба "The Cart and Horses". Замену искали не очень долго. Вторым гитаристом стал Эдриан Смит (давний приятель Дэйва Мюррея). В принципе, Харрис давно "положил глаз" на Смита (ещё тогда, когда искали замену Тони Парсонсу), но Эдриан не хотел бросать свою группу "Urchin".
Группа срочно организовывает мини-тур по Британии для того, чтобы Эдриан почувствовал себя полноправным участником команды. Группа начинает работу над новым альбомом с продюсером Мартином Бирчем. Правда, во время рекординговой сессии был сделан небольшой перерыв ради специального рождественского выступления в лондонском "Rainbow Theatre", которое было заснято на плёнку с целью производства видеофильма. Посетителям концерта был преподнесён небольшой рождественский "подарок", так как вторую часть программы группа была вынуждена отыграть два раза из-за проблем со звуком. Правда, никто ни капли не огорчился...
Альбом "Killers" вышел в феврале 1981 года, и "Iron Maiden" отправляется в свой первый мировой тур. Кроме Европы, мировой тур "Killers" охватывает также Канаду, США и Японию. Выступление группы в Японии было записано "живьём", что выразилось в появлении затем сингла "Maiden Japan". В марте 1980 года появляется 30-минутная видеоверсия рождественского концерта группы. К тому времени, как тур подошёл к концу, стало ясно, что дни Пола Ди'Анно в составе команды сочтены. Пол жил "на полную катушку", не обращая внимания ни на других участников, ни на менеджера, ни на советы докторов. Тем более, что музыка "Iron Maiden" начинает постепенно приобретать более жёсткое и мощное звучание, в то время как Полу было по душе более мягкое, блюзовое (типа "Whitesnake"). "Iron Maiden" привлекает нового участника - Брюса Дикинсона (бывшего вокалиста группы "Samson"). Брюсу очень понравилась его новая команда, а его дебют состоялся во время специально срочно организованных выступлений в Италии. Дикинсон также сделал триумфальный дебют в "Rainbow Theatre", где группа исполняет несколько новых композиций, которые записывались для нового альбома. За свои мощные вокальные данные Брюс удостоился от фанатов прозвища: "сирена противовоздушной обороны".
Год закончился благотворительным концертом в "The Ruskin Arms" (в канун дня рождения Дэйва). Если 1981 год можно было назвать успешным, то следующий превзошёл все ожидания. Группа организовала мощный тур "The Beast On The Road", когда появился первый сингл нового альбома - "Run To The Hills". Сам новый альбом ("The Number Of The Beast") попал в десятку лучших альбомов в разных странах (включая США и Канаду). "Iron Maiden" моментально оказывает на "гребне волны" успеха. Тур "The Beast On The Road" ("Зверь на дороге") в какой-то мере оправдал своё название, так как продолжался восемь месяцев и состоял из 180 концертов. "Iron Maiden" появляется даже в Австралии и Новой Зеландии (в июне 1982 года). Первое выступление в США в качестве "хэдлайнера" проходит при аншлаге в Нью-Йорке ("Palladium"). В августе группа даже прерывает свой американский тур и отправляется в Британию, где выступает на фестивале в Ридинге перед 35.000 слушателей. К концу тура состав "Iron Maiden" претерпевает изменения. После серии личных разногласий и, частично, из-за изнурительного гастрольного графика туров, Клайв Барр принимает решение об уходе. В январе 1983 года "Iron Maiden" отправляется на Багамы (в Нассау) для записи нового альбома. За ударную установку садится Нико Макбрейн. Он был замечен группой ещё во время британской части мирового тура "Killers", когда он играл в составе "разогревающей" французской команды "Trust".
Нико получил своё "боевое крещение" во время записи альбома "Piece Of Mind" в Нассау. Группа нашла время на съёмки видео для "промоушна" нового сингла "Flight Of Icarus". По сценарию, на главном герое должен был быть голубой макияж и надета монашеская мантия. Нико, как новый участник группы, был избран на главную роль. В мае 1983 года вышел новый альбом под названием "Piece Of Mind". Группа начинает мировой тур "World Piece Tour" в Халл-Сити. Армия поклонников "Iron Maiden" росла в каждой стране и в каждом городе, где они выступали. На концерты в США приходило всё больше и больше людей. Практически все выступления прошли при аншлагах. Концовка тура состоялась в Дортмунде, где произошло интересное событие. Кульминационным моментом выступления была яростная атака участников группы на своего талисмана Эдди, который сопровождал "Iron Maiden" во время туров. Многие подумали, что это была попытка избавиться от своего талисмана. Но слухи о "смерти" Эдди были явно преувеличены. Год группа закончила стабильным составом, с перспективой глядя в будущее.
1984 год начался уверенно, но не самодовольно. "Iron Maiden" берёт перерыв на три недели перед тем, как начать работу над новым альбомом. Репетиции прошли в Джерси, а запись опять состоялась в Нассау. Альбом "Powerslave" "увидел свет" в сентябре. Группа отправляется в мировой тур "World Slavery Tour", программа которого обещала быть достаточно насыщенной. "Iron Maiden" открывает тур в Польше, тем самым впервые появившись за "железным занавесом" в Восточной Европе. Для поляков подобное выступление (особенно рок-группы такого масштаба) тоже было в новинку. Группа отыграла также концерты в Венгрии и Югославии. Таким образом, тур (прошедший под девизом: ""Iron Maiden" за "железным занавесом"") имел огромный успех и привлёк внимание представителей масс-медиа, "взрыхлив затвердевшую почву" восточно-европейской музыкальной культуры. События тура были засняты на плёнку в документальном формате. Год спустя был издан фильм, получивший название "Behind The Iron Curtain". Следом за Восточной Европой "Iron Maiden" (традиционно через Штаты) возвращается в Великобританию, где "Powerslave" пользуется большим успехом.
Альбом представлял собой тщательно отработанный материал и сопровождался захватывающими представлениями на сцене. "Iron Maiden" играет четыре вечера подряд в "Hammersmith Odeon", включая один вечер совместно с "Bad News". Персонаж Эдди значительно изменился. Он превратился в высокого монстра ростом в 20 футов (6 метров) и появлялся в конце композиции "Iron Maiden". Тур прошёл с успехом: саунд группы был достаточно мощным, сценарии выступлений - страшноватыми, а продажи билетов побили все рекорды. Группа прерывает американскую часть тура и отправляется в свой первый визит в Южную Америку, где выступает перед аудиторией в 200.000 человек на фестивале "Рок в Рио". Во время американского тура происходит одно знаменательное событие. В "Long Beach Arena" (Южная Калифорния) "Iron Maiden" становится первой группой, которая выступает четыре вечера подряд, собрав суммарную аудиторию в 52.000 человек. Выступления были записаны (в том числе и на видео) с целью последующего производства "живого" альбома и фильма. Тур подошёл к своему завершению в июле 1985 года. Результатом такой плодотворной и изнурительной работы стал выпуск в октябре нового "живого" альбома и видеофильма с одноимённым названием "Live After Death". Видео продержалось несколько месяцев в списке самых продаваемых музыкальных фильмов. Теперь участники "Iron Maiden" могли смело взять свой первый за пять лет настоящий "тайм-аут", тем более, что они его заслужили.
Новый альбом под названием "Somewhere In Time" записывался в Нассау и Мюнхене. Он был издан в сентябре 1986 года и стал "платиновым" по результатам продаж. Для "раскрутки" альбома, группа опять отправляется в тур под названием "Somewhere On Tour". Новый альбом продемонстрировал изменения в стилистике группы, так как был добавлен... синтезатор в качестве фоновой поддержки на нескольких композициях. Кое-кто из поклонников "Iron Maiden" считал, что подобное нововведение "размоет" звучание и музыкальный эксперимент закончится провалом. Но композиции "Heaven Can Wait" и "Alexander The Great" опровергли пессимистические настроения критиков. Тур начинался с повторного визита за "железный занавес" концертом в Белграде, а закончился в Осаке. Сценарии выступлений опять стали импозантными. Эдди "перевоплотился" в киборга, а апофеозом шоу был подъём группы (в полном составе) в воздух с демонстрацией надувной головы и конечностей Эдди. Интервью с участниками "Iron Maiden" были записаны для документального видео "Twelve Wasted Years", которое вышло год спустя. Фильм представлял собой хронологическую повесть о том, как группа прокладывает себе путь к успеху. В нём было очень много архивного материала, включая интервью с людьми, которые сыграли ключевые роли в жизни "Iron Maiden". По окончании тура стало ясно, что пришло время подумать про запись нового альбома.
Альбом "Seventh Son Of A Seventh Son" (вышедший в апреле 1988 года) стал "эпическим" шедевром, не похожим на предыдущие творения. Это было отмечено ещё в первые дни работы над альбомом. Уже тогда было много разговоров о том, что "Iron Maiden" записывает "концептуальный" альбом. Это, правда, не было первоначальной идеей группы. Однако, во время работы было замечено, что композиции связаны между собой общей темой. Изменения отразились и на художественном оформлении обложки к альбому. Оно было более "мягкое", чем все предшествующие. Тур "Seventh Tour Of A Seventh Tour", который начался в США, также сломал некоторые устоявшиеся традиции "Iron Maiden". Он являл собой комбинацию из выступлений на аренах и фестивалях. Наивысшей точки он достиг в августе 1988 года, когда "Iron Maiden" выступает на легендарном фестивале "Монстры Рока" в Донингтоне "хэдлайнером". В Донингтоне также выступили "Kiss", Дэвид Ли Рот, "Megadeth", "Guns'n'Roses" и "Helloween". Фестиваль прошёл при рекордной аудитории - 102.000 человек. Выступление "Iron Maiden" прошло на фантастическом уровне, кульминационным моментом которого был массивный фейерверк. После Донингтона "Iron Maiden" даёт ещё несколько концертов в Британии. Два выступления в Бирмингеме были записаны на видео, помощником режиссёра выступил Стив Харрис. Тур закончился 12 декабря в "Hammersmith Odeon". Так как на 1989 год не было запланировано записи альбома, у участников появилась прекрасная возможность восстановить силы, посвятив время своим семьям и запастись новыми идеями.
Брюс и Эдриан отдыхали нестандартным образом, так как были заняты работой над сольными альбомами, в то время как Стив был занят монтажом видео, записанного во время бирмингемских концертов. Участники собрались вместе в ноябре 1989 года для того, чтобы выпустить видео "Maiden England". В связи с этим знаменательным событием "EMI" и "Sanctuary" устроили совместную вечеринку с участием представителей масс-медиа. "Maiden England" попал в число самых продаваемых музыкальных видео.
В январе 1990 года "Iron Maiden" по инициативе Стива приступает к работе над новым альбомом, который должен был называться "No Prayer For The Dying". Работа над альбомом успела только начаться, а в группе произошли кадровые изменения впервые за 7 лет. Эдриан, только что закончивший работу над сольным альбомом, объявил, что не уверен в том, сможет ли он отдать группе 100 % своих возможностей. По обоюдному согласию он покидает "Iron Maiden". К счастью, решить проблему с заменой удалось достаточно быстро. Яник Герс, который ранее работал с Ианом Гилланом и помогал Брюсу записывать его сольный альбом, получил приглашение присоединиться к группе. Запись альбома продолжилась по графику. Работа проходила в "домашних" условиях на собственной студии Стива Харриса, которую он сделал сам, переоборудовав сарай своего собственного дома в Эссексе. Содержимое альбома представляло собой серьёзный материал, а художественное оформление выглядело достаточно зловеще. Работа была издана в октябре 1990 года. После двухгодичного гастрольного перерыва "Iron Maiden" принимает решение опять поиграть "живьём".
Тур "No Prayer On The Road" начался 19 сентября 1990 года с "секретного" выступления в "Milton Keynes". После выдающегося успеха предыдущего тура, группа принимает решение "вернуться в прошлое": в те времена, когда выступления проходили с минимальным использованием декоративных и световых эффектов. Это было сделано с целью доказать всем, что "Iron Maiden" в состоянии давать концерты, не "зацикливаясь" на оформлении, скрывая свои недостатки мегаваттами света и звука, а также размерами бюджета. Яник Герс реально продемонстрировал разницу своего звучание в студии и "живьём". Его высокоэнергичный энтузиазм, а также манера поведения на сцене захватила всех, особенно Дэйва. Группа и её фаны были опять рады увидеть друг друга. Тур завершился в Солт-Лейк-Сити (США) в марте 1991 года. Было также запланировано дать выступления в Японии и Австралии, но события в Персидском заливе заставили группу отказаться от продолжения тура.
Когда пришло время подумать про запись нового альбома, группа принимает решение о том, что Эдди пора поменять свой "имидж" на более современный. Решение заключалось в том, что он должен стать ещё более ужасным, поэтому художникам дали задание представить своё новое "видение" Эдди. В итоге, был отобран дизайн, придуманный Мелвином Грантом. Альбом "Fear Of The Dark" был издан в мае 1992 года. "Iron Maiden" начинает тур "Fear Of The Dark" в Скандинавии и принимает приглашение отыграть в августе на фестивале в Донингтоне. "Iron Maiden" выступает даже сильнее, чем в 1988 году. Выступление группы было тщательно проработано, а весь материал записан и отснят на видео. Еще несколько выступлений группы были также записаны с целью дальнейшего возможного производства "живого" альбома. Тур закончился 4 ноября 1992 года в Японии.
Тем временем, Брюс Дикинсон всерьёз хотел заняться сольной карьерой и подумывал об уходе из "Iron Maiden". Будучи трудоголиком, Брюс всегда носил в голове множество идей и проектов. Он чувствовал, что не сможет реализовать их с "Iron Maiden". Но уход отложили до выпуска нового двойного альбома (по аналогии с "Live After Death"). Правда, чуть позже, было принято решение выпустить два отдельных альбома. Первый (под названием "A Real Live One", вышедший в марте 1993 года) представлял собой материал более позднего периода группы. Второй (под названием "A Real Dead One", вышедший в октябре 1993 года) включал в себя работы ранней эры "Iron Maiden". Перед началом тура "Real Live Tour" группа начинает искать замену Дикинсону. "Iron Maiden" моментально заваливают тысячами кассет, CD и видео возможные претенденты: от перспективных до бездарных. Тем временем, группа посещает Москву, где ей оказывают неповторимый приём. После окончания тура у группы появляется время на то, чтобы сесть и тщательно разобрать демо-материалы возможных последователей Дикинсона. В то же время, в ноябре 1993 года появляется "живой" альбом, представляющий прошлогоднию версию концерта в Донингтоне - "Live At Donnington August 22nd 1992".
После тщательного отбора было объявлено к концу года, что новым вокалистом группы будет Блейз Бэйли из группы "Wolfsbane". Эта группа была "разогревающей" во время британского тура "Iron Maiden" в 1990 году, поэтому у участников была возможность убедиться в способностях Блейза. "Iron Maiden" начинает усиленные репетиции с той целью, чтобы новый участник мог быстро адаптироваться и подготовиться к записи нового альбома.
Группа меняет не только вокалиста. Было также объявлено, что у "Iron Maiden" будет новый продюсер. Впервые с 1980 года, альбом "Iron Maiden" будет продюсировать не Мартин Бирч, который принял решение уйти на пенсию. Новым продюсером стал Найджел Грин, который уже работал над альбомами "Killers" и "The Number Of The Beast" оператором записи. На завершение новой работы группа потратила целый год. Особую важность альбому придавала та щепетильность, с которой он записывался. Каждый "шаг" группы серьёзно обдумывался и отрабатывался. Главной причиной этого были не только изменения в группе, но и тот факт, что последний раз студийный альбом "Iron Maiden" был записан аж 3 года назад. Никто не хотел допускать ошибок. В октябре 1995 года выходит "X Factor". За ним моментально следует тур под названием "X-Factour".
Тур открывается концертами в Израиле и ЮАР. В обоих странах "Iron Maiden" выступает впервые. Местные фаны устроили группе такой тёплый приём, что ребята пообещали вернуться. В планах был также концерт в Бейруте, но правительство Ливана отказало "Iron Maiden" во въезде в страну. Не помогло даже вмешательство на дипломатическом уровне. Воспользовавшись неожиданным перерывом в гастрольном графике, группа возвращается в Британию, где принимает участие в телепередаче "Most Wanted" канала "MTV". Затем "Iron Maiden" отправляется в Румынию, где начинается первый полноценный тур по Восточной Европе, который включал в себя также концерты в Болгарии, Словении, Венгрии, Польше и Чехии. Все сомнения относительно вокальных способностей Блейза Бэйли рассеялись, особенно после концертов в Британии. Выступление в Брайтоне было одним из лучших в истории группы. В канун Рождества и Нового Года "Iron Maiden" выступает в Западной Европе, не забыв затем заехать в Америку, Канаду и Японию. Летом следующего года группа играет на европейских фестивалях и отправляется в Южную Америку, где выступает на фестивале "Монстры рока" на стадионе в Сан-Паулу перед аудиторией в 50.000 человек. В сентябре 1996 года выходит новый, самый "массивный" (более 30 композиций) альбом "Iron Maiden" под названием "Best Of The Beast", который представлял собой сборник ранее изданных композиций плюс новая композиция под названием "Virus".
В 1997 году начинается работа над альбомом "Virtual XI". Сам альбом выходит в марте 1998 года. Обложка, выполненная Мелвином Грантом, представляла собой... мальчика, наблюдающего за футбольным матчем посредством виртуальной реальности, окруженный ореолом Армаггедона. Такое настроение альбома передалось и на весь материал, что выразилось в композициях "Futureal" и "When Two Worlds Collide". Футбольная тематика - достаточно привычная для "Iron Maiden", так как участники группы являются достаточно преданными футбольными фанатами. Именно поэтому, специально для "раскрутки" альбома, "Iron Maiden" отправляется в специально организованный "футбольный" мировой тур "Virtual World Tour" в 1998 году (в год проведения чемпионата мира во Франции). Специально для "раскрутки" альбома группа собирает "команду мечту", в которую вошли такие известные игроки Премьер-Лиги, как Пол Гаскойн, Иан Райт, Фаустино Асприлья, Марк Овермарс, Патрик Виейра и Стюарт Пирс (огромный фанат "Iron Maiden").
Другая сборная команда ("Virtual XI"), составленная из бывших игроков сборной Англии: Терри Бутчера, Тони Вудкока, Нейла Уэбба и Пола Маринера сопровождает группу во время тура. "Virtual XI" играет товарищеские матчи с другими подобными командами, в составе которых можно было встретить шведа Лимпара, итальянцев Джентиле и Альтобелли и даже легендарного португальца Эйсебио. Тур благополучно продолжался 9 месяцев и охватил Европу, Японию, Северную и Южную Америку. На первый сингл альбома "The Angel And The Gambler" было снято видео с применением новых компьютерных технологий. Оно изображало Эдди в новом облике. Всё это (включая прочих персонажей) должно было позднее появиться в новой компьютерной игре "Ed Hunter". Начало 1999 года ознаменовалось возвращением Брюса Дикинсона и Эдриана Смита. История "Iron Maiden" совершила новый поворот. Группа расширила свой "штат" до шести человек, поставив себе непростую задачу игры с тремя гитарами. Компьютерная игра "Ed Hunter" выходит весной 1999 года, а с июля по сентябрь "Iron Maiden" отправляется в мировой тур.
Приход нового тысячелетия ознаменовался новой эрой в истории "Iron Maiden". Группа воссоединилась в своём классическом составе. В мае 2000 года выходит новый альбом группы под названием "Brave New World" (записанный в Париже). Выход альбома ознаменовался ещё одним событием. Кресло продюсера занял Кевин Ширли и его дебют можно назвать удачным.
Рок-музыка, несомненно, много получила от "возрождения" "Iron Maiden", возвращения её в авангард ведущих групп. После 25 лет творческой жизни и почти 50 миллионов проданных альбомов по всему миру, "Iron Maiden" по праву заслуживает звания классической рок-группы. Группа пережила коллизии панк-рока, изменения в составе, но она выжила. Её стиль индивидуален, он представляет собой комбинацию современной эмоционально экстремальной и технически хорошо отработанной музыки. Поэтому, её "ренессанс" стал одним из самых ярких и знаменательных событий конца столетия.